При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГОРОД. ЛЕС. ОТДЫХ. Рекреационное использование лесов на урбанизированных территориях (13 – 15 октября 2009 г.). Тезисы докладов. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2009. – С. 95-97.

 

 

ЛОКАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ ЧИСЛЕННОСТИ РЯБИНОВОЙ МОЛИ-МАЛЮТКИ В ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ МОСКВЫ

Д.А. Белов, Н.К. Белова

ГОУ ВПО «Московский государственный университет леса», Москва, Россия,

 

Рябиновая моль-малютка Stigmella sorbi (Stigmellidae, Lepidoptera) является широко распространенным видом. Её ареал - лесная полоса и лесостепь европейской части России, Сибирь, горы средней Азии, юго-восток Казахстана, северная и средняя Европа. Наиболее часто её личинки повреждают листья рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.), реже промежуточной (S. intermedia Pers.), что позволяет части исследователей относить этот вид к монофагам. По сведениям, приводимым другими авторами, они могут повреждать также листья яблони (Malus domestica Borkh., M. sylvestris L.), кизильника (Cotoneaster spp. Medic.) и ирги (Amelanchier spp. Medic).

Бабочки летают в мае. Размах бледно-коричневых крыльев составляет до 7 мм. Яйца откладываются на нижнюю сторону листьев. Вышедшие личинки, выедают в течение июня - июля мины. В начале развития они узкие, змеевидные, в конце - расширяющиеся в широкое пятно. Окукливание происходит между оплетенными паутинистыми нитями листочками.

С 1994 г. поврежденность рябиновой молью-малюткой листьев рябины составляла всего 2-3%; летом 2007 г. поврежденность возросла до 77 – 84%. Подъем численности моли-малютки был отмечен на растениях, находящихся в условиях сильного затенения, в нижней трети их кроны, что позволяет охарактеризовать этот вид моли как тенелюбивый. Увеличение плотности мин моли-малютки наблюдалось не только в естественных условиях. В кронах рябин, произрастающих в искусственной тени, также наблюдалось повышение плотности мин моли-малютки, по сравнению с растениями, находящимися в условиях значительного освещения.

Полученные данные позволяют утверждать, что в разных насаждениях Москвы и Подмосковья плотность мин рябиновой моли-малютки летом 2007 г. была близка и превышала 1 мину на простой лист рябины. В предыдущие годы плотность мин не превышала 0,02 мины на простой лист рябины. В течение вегетационного периода плотность мин во всех исследованных насаждениях менялась незначительно. Максимальное количество мин, размещавшихся на одном простом листе рябины, составляло 5 шт.

В то же время численность конкурирующих видов-минеров, таких как рябиновая извилистая моль-малютка (Stigmella aucupariae R), моль пестрянка рябиновая (Lithocolletis sorbi Fr.) и боярышниковая кругломинирующая моль (Leucoptera scitella L.), осталась на прежнем уровне.

Повышение численности рябиновой моли-малютки позволило рас смотреть особенности распределения яиц при откладке на листья кормового растения. Место откладки яйца определялось как место начала узкой змеевидной части мины. Простой лист рябины разделялся на три участка, начиная от вершины листа.

Полученные данные позволяют утверждать, что самки рябиновой моли-малютки предпочитают откладывать яйца на нижнюю и среднюю части простого листа рябины. К концу периода яйцекладки доля яиц, отложенных на нижнюю часть простого листа увеличивается, а отложенных на среднюю и верхнюю, за редким исключением, уменьшается. Откладка яиц на верхнюю часть листа происходит в случае растяпу того лёта, когда предпочитаемые участки листовой пластины уже запиты яйцами, отложенными ранее вылетевшими самками. По окончании периода лёта на части простых листьев были одновременно отмечены мины, начинавшиеся как у вершины, так и у основания листовой пластинки. О растянутости лёта рябиновой моли-малютки в 2007 г. свидетельствует и среднее расстояние между местами откладки яиц. Во всех пунктах наблюдений с течением вегетации оно уменьшалось.

Полученные данные представляют интерес, так как для чешуекрылых минеров предполагается разнокачественность хода развития и отрождения имаго на предпочитаемых и остальных частях листа. Наличие таких мест предполагает конкуренцию отдельных особей при откладке более, чем 1 яйца, на лист кормового растения. В этом случае потомство может располагать неодинаково благоприятными условиями для развития из-за разнокачественности пищевого ресурса.

Для рябиновой моли-малютки ранее отмечалось максимальное количество мин расположенных на средних листьях сложного листа рябины, либо на верхнем и первых двух боковых простых листьях. В насаждениях Москвы и Подмосковья в 2007 г. рябиновая моль-малютка не оказывала предпочтения каким-либо простым листьям в составе сложного листа рябины. Мины встречались на вершинных, средних и нижних простых листьях сложного листа рябины практически с одинаковой частотой.

Рябиновая моль-малютка может быть использована как биоиндикатор состояния среды, так как по утверждению ряда исследователей она имеет низкую миграционную способность и встречается лишь в наиболее чистых районах.

 

При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 


----------------------------------------------
Свои сообщения оставляйте в Гостевой книге.

-----------------------------------------------
Рубрику ведут к.б.н. Белов Д.А. и к.б.н. Белова Н.К.
“White ant studio” by D.A. Belov and N.K. Belova
A rolling stone gathers no moss. Катящийся камень мхом не обрастет.
_____________________________________________________________
© Белов Д.А., Белова Н.К., 2007 – 2222 г.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на сайт обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.



Используются технологии uCoz