При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 

УДК 630*453

Вредители городских зеленых насаждений

 

Н.К. БЕЛОВА,

доцент Московского государственного университета леса

 

Комплекс дендрофильных насекомых и клещей - вредителей листвы и хвои в зеленых насаждениях Москвы насчитывает свыше 300 видов, среди них преобладающими по численности являются филлофаги (93,2 % от общего числа видов) из различных экологических групп - хвое и листогрызущие насекомые, минеры, галлообразователи и сосущие насeкoмые, клещи. Характерно, что лишь небольшая часть этих видов обнаружила способность к резкому подъему численности.

Группа массовых видов насекомых, скелетирующих хвою и листву, включает представителей трех отрядов: жесткокрылых (калиновый листоед, дубовая блошка), чешуекрылых (дубовая зеленая листовертка, боярышниковая листовертка, черемуховая горностаевая моль, пяденица-шелкопряд бурополосая, кольчатый коконопряд, непарный шелкопряд, ивовая волнянка, античная волнянка, лунка серебристая) и перепончатокрылых (ясеневый черный пилильщик, липовый слизистый пилильщик).

Второй по значимости экологической группой являются минеры из отрядов жесткокрылых (тополевый и ивовый слоник-блошка), перепончатокрылых (дубовый минирующий пилильщик) и чешуекрылых (многочисленные виды молей из разных семейств - хвостиносная акациевая, пестрянка тополевая нижнесторонняя, осиновая минирующая, сиреневая, березовая коричневая чехликовая, лиственничная чехлоноска, волосатая минирующая первичная, а также дубовая побеговая моль, которая в отличие от перечисленных минирует не только листву, но и концевые побеги).

К видам, составляющим третью по значимости экологическую группу, oтносятся галлообразователи, сосущие насекомые и клещи. Наиболее массовые из них галловый и войлочный липовые клещики, каштановый жилковый клещик, ивовая и яблоневая запятовидная щитовки.

Согласно существующей классификации (А.С. Исаев и др., 1984) по xapактеру очагов и динамике численности все перечисленные виды можно paзделить на три группы. Первая группа представлена так называемыми эруптивными открытоживущими хвое- и листогрызущими насекомыми, вспышки которых отличаются oпределенной периодичностью, очень высоким уровнем плотности в период кульминации и резким ее спадом в период кризиса.

Во вторую группу входят продромальные виды - скелетирующие и листогрызущие жесткокрылые, все сосущие вредители, некоторые минеры и галлообразователи. Для них характерны практически постоянный повышенный уровень численности (без резких колебании) и локальное распределение по площади. Типичными представителями этой группы являются названные выше виды щитовок и растительноядных клещей.

Особую группу образуют моли-пестрянки (тополевая нижнесторонняя и хвостоносная акациевая), занимающие как бы промежуточное положение, которым свойственны длительный, почти перманентно высокий уровень численности и лишь кратковременные периоды ее понижения, что указывает на особо благоприятные условия их обитания в городе. В отличие от видов второй группы уровень численности этих видов более высокий, а распространение в насаждениях почти повсеместное.

Наиболее резкие подъемы численности в насаждениях Москвы отмечены у непарного шелкопряда (1891 - 1897, 1921 - 1922, 1937, 1948 - 1950, 1957 - 1959), ивовой волнянки (1911 - 1913, 1931 - 1932, 1953 - 1955, 1962 - 1963, 1974 - 1976) и кольчатого коконопряда (1881 - 1885, 1891, 1911, 1914, 1921, 1924, 1953 - 1951, 1962, 1964, 1970 - 1972). Вспышка размножения вредителей этой группы проходят, как правило, по классическому типу, когда периоды нарастания (7 - 9 лет) чередуются с периодами депрессии (от 10 до 15 лет). Исключение составляет дубовая зеленая листовертка для которой зафиксирован более длительный подъем численности - с начала 60-х до конца 70-х годов. В отличие от непарного шелкопряда, который является полифагом и в зеленых насаждениях Москвы повреждает 21 породу, дубовая зеленая листовертка - типичный монофаг. Увеличение ее численности, зарегистрированное в 1962 г., достигло кульминации в 1965 - 1968 гг., при этом высокий уровень сохранялся до зимы 1978 г., когда под влиянием декабрьских морозов (до 42 градусов С) яйца погибли.

Иногда вспышки массового размножения листогрызущих чешуекрылых в Москве возникают "налетным" путем при миграции их из других регионов. Примером формирования миграционных очагов является знаменитое появление непарного шелкопряда в Москве в 1891 - 1897 гг. и повторившееся с еще большей силой на этой же территории в 1957 г. в обоих случаях имел место перелет огромного количества бабочек из юго-восточных районов страны под влиянием циклона. После подъема численности затухание вспышки непарного шелкопряда весной 1959 г. произошло мгновенно под влиянием эпизоотии полиэдроза.

Однако чаще всего вспышки массового размножения насекомых возникают в результате развития местных популяции, резервации которых сохраняются в подмосковных лесах и крупных городских зеленых массивах. К примеру, вспышка непарного шелкопряда в 1984 - 1985 гг. не была связана с фронтом циклона, так как развивалась за счет нарастания численности местной популяции вредителя на фоне благоприятных в течение нескольких лет подряд погодных условий.

Выходу популяции непарного шелкопряда из фазы депрессии обычно способствует повышение общей выживаемости особей под воздействием специфических факторов внешней среды - сочетание сухой теплой погоды в мае - июне (период активного питания и развития гусениц) с суровыми зимами, которые снижают численность энтомофагов и улучшают кормовые достоинства растений. Так при благоприятно складывающихся на протяжении ряда лет погодных условиях начинается постепенное нарастание численности шелкопряда, очаги его одновременно появляются в нескольких участках зеленых насаждений. Фаза высокой активности вредителя длится обычно три года, после чего под влиянием естественных факторов или после истребительных мероприятий происходит затухание.

Причиной массовой гибели непарного шелкопряда часто является ядерный полиэдроз. Оценку естественной пораженности популяции вредителя в условиях Москвы во время вспышки выяснить не удалось, так как с 1988 г. лабораторией биологической защиты леса МГУЛ проводились планомерные опытно-производственные обработки яйцекладок непарного шелкопряда вирусным препаратом вирин-ЭНШ в результате общая смертность гусениц достигала 70 %, резко снижались коэффициент размножения и численность популяции.

У некоторых видов, например черного ясеневого пилильщика, бурополосой пяденицы, лунки серебристой, античной и ивовой волнянок, липового слизистого пилильщика, кольчатого коконопряда, распределение очагов в пределах городских насаждений ограничено единичными участками. К сверхлокальному типу относятся очаги калинового листоеда, что обусловлено крайне редким присутствием калины в зеленых массивах города.

В противовес локальному распространению очаги таких видов, как тополевая моль-пестрянка, в период подъема численности встречаются повсеместно не только в границах города и области, но и за их пределами.

Способствует этому достаточно высокая насыщенность тополями городских насаждений. Массовое размножение тополевой моли в Москве oтмечалось неоднократно - в 1927 - 1933, 1948 - 1950 и 1961 - 1965 гг. Последняя вспышка носила особенно длительный характер. Начавшись в 1974 - 1975 гг., она достигла максимума в 1985 - 1988 гг. При этом плотность тополевой моли во все годы вспышки оставалась очень высокой (в 1986 г. - 146 яиц на один лист), а коэффициент размножения вредителя в очагах с 1979 по 1985 г. был близок к единице, что свидетельствует о стабильности уровня численности вида в городских насаждениях, его хорошей защищенности и относительно высокой выживаемости. С 1989 г. численность моли пошла на убыль. Основную роль в этом cыграл комплекс факторов, среди которых главными была видовая конкуренция, а также возросшая (местами до 77 %) активность энтомофагов.

В начале 80-х годов декоративные кустарники, такие как боярышник, жимолость, шиповник, таволга и др., в достаточно сильной степени оказались поврежденными комплексом листоверток (около 20 видов). В 1991 г. значительное объедание лиственных пород в насаждениях Измайловского лесопарка было связано в основном с подъемом численности боярышниковой листовертки, высокий уровень которой сохранился и на следующий год. В 1993 г. в насаждениях парка наблюдалось массовое повреждение листвы липы и некоторых других пород, но уже комплексом листогрызущих насекомых, который включал два вида листоверток - боярышниковую и дубовую зеленую, три вида пядениц - бурополосую, обдирало и зимнюю, три вида совок - пирамидальнyю, синеголовку и голубую ленточницу, из прочих видов - непарного шелкопряда, бересклетовую горнocтаевую моль. В отдельных районах Москвы в этот год отмечался резкий подъем численности черемуховой горностаевой моли, не наблюдавшийся с начала 80-х годoв.

В одном из юго-западних районов столицы в 1988 - 1989 гг. основным вредителем декоративных насаждений была античная волнянка, о вредоносности которой ранее не сообщалось. Из 15 пород, повреждаемых вредителем, наиболее предпочитаемыми являются лиственница и береза.

Периодический подъем численности многих открытоживущих в условиях города видов, как показали наши исследования, не зависит от уровня загрязнения среды и отмечается как в относительно экологически чистых районах, так и в промышленных.

Многолетними наблюдениями установлено также, что большая часть листьев почти всех древесных и кустарниковых пород повреждается в той или иной степени (от 53 до 100 %), однако уровень фонового освоения листвы насекомыми и клещами в городе обычно не высок (от 3 до 15 %) и лишь в отдельные годы, соответствующие резким подъемам численности некоторых видов, повышается до 32 - 64 %.

Заметно влияние городской среды на сезонный цикл, выживаемость и кормовую специализацию насекомых. К примеру, более раннее и интенсивное весеннее потепление по сравнению с зеленой зоной и примыкающими лесами ускоряет развитие растений и насекомых примерно на 5 - 7 дней, а наличие большего числа зимних убежищ стимулирует длительное развитие очагов (тополевой моли). Меняются места яйцекладок, расширяется aсcoртимент повреждаемых пород (непарный шелкопряд). Очень сильно сужается в сравнении с естественными условиями cooтношение видов энтомофагов у отдельных даже массовых видов дендрофильных насекомых. Однако, несмотря на специфику городской cpeды, пo периодичности появления и динамике развития очаги массовых видов насекомых-филлофагов лишь немногим отличаются от очагов в естественных лесах, в частности в степной и лесостепной зoнах, структура которых близка к структуре зеленых насаждений города. Этот вывод должен быть учтен при разработке стратегии защиты зеленых насаждений.

Наносимые филлофагами повреждения значительно снижают декоративность и устойчивосгь деревьев и кустарников в условиях города, а потому требуют особенно тщательного учета численности насекомых и при необходимости - активных истребительных мероприятий с применением безопасных для человека и животных средств защиты растений.

 

Печатная версия опубликована:

Защита растений. - М.: 1994, № 8. - С. 37 - 38.

 

При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 




----------------------------------------------
Свои сообщения оставляйте в Гостевой книге.

-----------------------------------------------
Рубрику ведут к.б.н. Белов Д.А. и к.б.н. Белова Н.К.
“White ant studio” by D.A. Belov and N.K. Belova
A rolling stone gathers no moss. Катящийся камень мхом не обрастет.
_____________________________________________________________
© Белов Д.А., Белова Н.К., 2007 – 2222 г.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на сайт обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.



Используются технологии uCoz