При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 

PACПPOCTРAHЕНИЕ ГЛАВНЕЙШИХ ВРЕДИТЕДЕЙ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД В ДЕКОРАТИВНЫХ

ПОСАДКАХ г. МОСКВЫ И ЕЕ ОКРЕСТНОСТЯХ

 

До Октябрьской революции в г. Москве никаких мер борьбы с вредителями зеленых насаждений не проводилось. Вредные насекомые были мало известны, их изучением почти не занимались.

Впервые вопросами защита зеленых насаждений в Москве начали заниматься после Великой Октябрьской социалистической революции. Специальное обследование энтомологической фауны зеленых насаждений города было проведено в 1931 - 1932 гг. сотрудниками института зоологии Московского государственного университета под руководством проф. Е.С. Смирнова, по инициативе и на средства треста зеленого строительства.

Древесные и кустарниковые посадки в черте города и окрестностях в этот период были в очень плохом состоянии. Тополя, являющиеся главной породой в озеленении, в массе повреждались тополевой молью и ивовой волнянкой. Яблони в городе неоднократно страдали от повреждения кольчатым шелкопрядом.

В 1933 г. Моссоветом был издан приказ о проведении "штурма" по оздоровлению зеленых насаждений с широким привлечением общественности.

В этот же период был проведен ряд профилактических мероприятий по борьбе с вредителями в зеленых насаждениях и подготовлено руководство по борьбе с вредителями, выпущенное в 1934 г. в виде сборника "Защита городских насаждений и цветочных культур от вредителей, насекомых и болезней", составленного силами научных сотрудников Академии коммунального хозяйства (Предтеченский И.Н., Сокановский Б.В. и др.).

Руководство по профилактике и защите городских зеленых насаждений явилось первой попыткой подвести краткий итог сделанному в области защиты зеленых насаждений столицы.

После Великой Отечественной войны в связи с большими размахами озеленительных работ в Москве возникла необходимость регулярногo проведения мер борьбы с вредителями и была организована Городская станция защиты зеленых насаждений.

Станцией на протяжении ряда лет были проведены большие работы по выявлению зараженности зеленых насаждений вредителями и по изучению их видового состава с уточнением их биоэкологических особенностей и фенологических данных в условиях г. Москвы для более эффективной их ликвидации.

Вредная энтомофауна декоративных насаждений г. Москвы формировалась под влиянием специфического городского микроклимата и ограниченных пищевых возможностей, в условиях активного воздействия человека. По мере расширения площадей декоративных насаждений (парков, скверов, уличных посадок и внутриквартального озеленения) и ассортимента деревьев и кустарников сложился определенный биологический комплекс видов насекомых, многие из которых выработали типичные приспособления к "жизни в городских условиях". В ряде случаев изменился их жизненный ритм, круг повреждаемых древесно-кустарниковых пород, возник "индустриальный меланизм" - изменение окраски применительно к городским условиям и т.д.

Энтомокомплексы вредителей формирующиеся в различных типах декоративных насаждений г. Москвы, имеют много общего. В них преобладают, с одной стороны, специализированные виды, связанные на всем протяжении жизненного цикла с узким кругом кормовых пород и приспособленные преимущественно к расселению ветром, или с посадочным материалом (червецы и щитовки, галлообразователи, древоточцы, стеклянницы, растительные клещи и др.), и с другой стороны - многоядные виды, повреждающие большой круг пород и активно разлетающиеся по насаждениям. Это в основном бабочки - ивовая волнянка, кольчатый коконопряд, непарный шелкопряд, листовертки, моли и др.

Комплексы насекомых уличных посадок и внутриквартального озеленения значительно беднее видами, чем в парках. В больших парках видовой состав вредителей приближается к составу вредителей в лесах зеленой зоны столицы, испытывающих большую рекреационную нагрузку.

В декоративных насаждениях г. Москвы наряду с типичными городскими видами насекомых встречаются лесные виды, переходящие из соседних лесных массивов и плодовых садов, а также виды, не свойственные Москве и ее окрестностям, но легко приспосабливающиеся к новым экологическим условиям.

Так, на окраине г. Москвы и в ее больших парках встречаются лесные насекомые-вредители стволов и ветвей деревьев, например, березовый заболонник, сосновые лубоеды, древоточец пахучий. Периодически достигают сравнительно высокой численности бабочки, широко распространенные в лесах, такие как кольчатый коконопряд, лунка серебристая, зимняя пяденица, комплекс листоверток и другие представители энтомокомплекса лесов и садов.

В декоративных посадках г. Москвы имеются очень много интродуцированных растений. часто возникают тесные связи насекомых-фитофагов местной фауны с этими чуждыми растениями. Интенсивность нападения местных вредителей на растения-интродуценты и степень устойчивости этих растений к повреждениям определяется следующей закономерностью: чем дальше условия г. Москвы от требуемых наследственностью растений, тем быстрее они осваиваются вредителями, тем сильнее их поврежденность. Если растения-интродуценты попадают в г. Москву с заселяющими их на родине фитофагами, последние быстро размножаются и часто приводят интродуцированные растения к полной гибели.

Знание закономерностей формирования энтомокомплекса вредных насекомых-фитофагов в декоративных насаждениях позволяет правильно организовать мероприятия по защите растений. в течение многих лет пользовались преимущественно химическим методом. Он удобен, высокопроизводителен и часто достаточно эффективен. Однако по мере увеличения ежегодного объема химических обработок дальнейшее применение этого метода стало опасным для окружающей среды столицы. Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость перехода на другие, нехимические методы. Особенное внимание нужно уделять подбору устойчивых к повреждениям насекомыми видов и форм деревьев и кустарников, и карантину, который позволит избежать завоза с посадочным материалом и дальнейшее распространение вpeдных насекомых.

B настоящее время в насаждениях г. Москвы известно около 500 видов вредных насекомых, из которых наиболее широкое распространение получили кокциды, растительноядные клещи, тли, белокрылки, листоблошки, галлицы, орехотворки, пилильщики, листоеды и многие виды бабочек. Особенно много в городе тлей - мелких сосущих соки насекомых, образующих большие скопления. Почти во всех декоративных насаждениях г. Москвы широко распространены паутинные и галловые клещи. Они, подобно тлям, встречаются скоплениями и сосут соки растений, вызывая отмирание тканей или их разрастание наподобие опухолей - галлы.

В насаждениях г. Москвы были зарегистрированы крупные вспышки массового размножения непарного шелкопряда, ивовой волнянки, древесницы въедливой, тополевой моли, яблоневой запятовидной щитовки, в ликвидации которых участвовало население столицы, все школы и многие вузы.

Такие вспышки не исключены и в будущем.

Непарный шелкопряд - Ocneria dispar L.

Непарный шелкопряд ежегодно в небольшом количестве встречается в парках и лесах Подмосковья. Периодически численность его повышается, и в местах резерваций возникают очаги.

Наиболее высокой численности непарный шелкопряд в Московской области достигал в 1921 - 1922 гг.., в 1937 г., в 1948 - 1950 гг.

Наряду с местными очагами непарного шелкопряда в Московской области возникают миграционные очаги, образующиеся при переносе бабочек из юго-восточных районов.

Прекрасным примером формирования таких очагов является знаменитое появление непарного шелкопряда в г. Москве в 1892 - 1895 гг.

Такое же появление непарного шелкопряда в г. Москве повторилось с еще большей силой через 65 лет, в 1957 г. территориально обе вспышки почти повторяют друг друга.

Ивовая волнянка - Leucoma salicis L.

Из литературных источников видно, что ивовая волнянка для г. Москвы известна с 1911 г., когда она причинила значительный вред тополям.

По данным проф. Н.М. Кулагина, ивовая волнянка появилась в массе в г. москве в 1931 г. и уничтожила полностью листья на тополях и ивах в ряде участков города.

Н.Д. Румянцев наблюдал за особенностями жизни ивовой волнянки в условиях г. Москвы в 1931 - 1932 гг. Нарастание численности ивовой волнянки было отмечено в 1953 - 1954 гг. и в 1961 - 1962 гг., когда в ряде мест тополя были почти полностью лишены листвы.

Древесница въедливая - Zeuzera pyrina L.

В г. Москве древесница въедливая была единично отмечена еще в 1938 г., но до 1954 г. она не наносила существенных повреждений зеленым насаждениям города и была очень редким видом. Летом 1955 г. было обнаружено массовое размножение древесницы. Ее сильному и повсеместному распространению способствовала и жаркая погода в июле-августе 1953 - 1954 гг. и особенно в 1955 г., сказалось также отсутствие внутреннего карантина.

Тополевая моль - Lithocolletis populifoliella Еr.

Массовое размножение тополевой моли в г. Москве наблюдалось, по данным В.В. Строкова, в 1927 г. В настоящее время тополевая моль в некоторых парках и на отдельных улицах ежегодно вредит тополям.

Микроочаги размножения тополевой моли действуют почти непрерывно в сохранившихся старых посадках тополей, представленных единичными деревьями в старых районах города и Подмосковья (Быково, Строитель, Правда). Последний заметный подъем численности наблюдался в начале 70-х годов.

Яблоневая запятовидная щитовка - Lepidosaphes ulmi L.

Первое массовое размножение яблоневой запятовидной щитовки наблюдалось в москве в 1949 - 1951 гг., когда для борьбы с ней были мобилизованы студенты и домоуправления. В результате больших усилий и вырубки более 20000 старых тополей основные очаги были ликвидированы. Однако Этот вид и ряд других кокцид остаются одними из самых главных вредителей декоративных насаждений г. Москвы и в настоящее время.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Воронцов А.И. Некоторые итоги изучения непарного шелкопряда // В кн.: Насекомые - вредители лесов Башкирии. – Уфа, 1977. – С. 3 – 25.

2. Ерохина В.И. Вспышки массового размножения древесницы въедливой в зеленых насаждениях г. Москвы // Сб. "Вопросы защиты леса", науч. тр. МЛТИ, вып. 11. - М.: МЛТИ, 1964. - С. 42 - 48.

3. Материалы по изучению вредных насекомых Московской губернии. Вып. 4. - М., 1912. - С. 22 - 25.

4. Природа города Москвы и Подмосковья. - М.-Л.: Ан СССР, 1947. - С. 361 - 370.

5. Румянцев П.Д. Биология тополевой моли (Lithocolletis populifoliella) в условиях Москвы // Зоол. ж. 13, 1934, № 2. – С. 257 – 279.

6. Румянцев П.Д. Биология ивовой волнянки (Stilpnotia salicis L.) в условиях Москвы // Бюлл. Московского общества испытателей природы. Отдел биологии. Т. 45, вып. 4, 1936. - С. 271 - 277.

7. Строков В.В. Тополевая моль-пестрянка и сиреневая моль и меры борьбы с ними. - М.-Л.: Гослесбумиздат, 1950. - 16 с.

 

Печатная версия опубликована:

Науч. тр. МЛТИ // "Повышение продуктивности лесов и улучшение ведения лесного хозяйства", В. 120. – М., 981. – С. 132 – 139.

 

При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 


----------------------------------------------
Свои сообщения оставляйте в Гостевой книге.

-----------------------------------------------
Рубрику ведут к.б.н. Белов Д.А. и к.б.н. Белова Н.К.
“White ant studio” by D.A. Belov and N.K. Belova
A rolling stone gathers no moss. Катящийся камень мхом не обрастет.
_____________________________________________________________
© Белов Д.А., Белова Н.К., 2007 – 2222 г.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на сайт обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.



Используются технологии uCoz