При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 

Н.K. БЕЛОВА

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛИСТВЕННИЧНОЙ ЧЕХЛИКОВОЙ МОЛЬЮ

В УСЛОВИЯХ г. МОСКВЫ

 

Лиственничная чехликовая моль за последние несколько лет стала массовым вредителем лиственных культур и посадок г. Москвы и Московской области, так же как и в некоторых других районах европейской части PСФСР.

Между тем, ее биология мало изучена. Пo данным М.И. Фальковича (1964), в СССР распространены три вида лиственничной чехликовой моли: лиственничная чехлоноска европейская (Coleophora laricella Hb.), лиственничная чехлоноска сибирская (C. sibiricella Flkv.), лиственничная чехлоноска даурская (С. dahurica Flky.). В Подмосковье, по нашим исследованиям, встречается лиственничная чехлоноска сибирская (определение проверено М.К. Фальковичем).

Лиственничная чехликовая моль является монофагом. Она нападает на все виды интродуцированных лиственниц и в незначительной мере на псевдотсугу. Нами она была обнаружена на лиственнице сибирской (Larix sibirica Ldb.) в посадках МЛТИ, где и была проведена часть исследований ее биоэкологии.

Гусеницы моли повреждают хвою. У поврежденных лиственниц вначале верхняя часть минированной хвои приобретает беловатую окраску, затем хвоя буреет, скручивается и преждевременно опадает, а крона в целом становится у сильно поврежденных деревьев красновато-бурой. Эти признаки появляются весной и заканчиваются летом. Их можно наблюдать весь вегетационный период.

Повторяющееся из года в год повреждение хвои постепенно приводят к существенному изменению состояния древостоев, сокращается линейный прирост побегов, в загущенных насаждениях возможно усыхание наиболее угнетенных деревьев. Дерево испытывает постоянный дефицит углеводов, накопление древесины падает, в городских посадках резко снижаются декоративные качества деревьев.

Биология лиственничной чехликовой моли в условиях г. Москвы не изучалась. Поэтому нами подробно прослежена ее фенология.

Лет бабочек в условиях г. Москвы начинается в конце мая и длится около месяца. Первые бабочки появились 28 мая, и массовый лет их в лаборатории и в природе наблюдался в первой декаде июня. Последние особи вышли из куколок в последних числа июня. Средняя продолжительностъ жизни имаго составляла 10 - 12 дней. Половое соотношение бабочек практически 1 : 1, но среди выведенных в лаборатории особей отмечено некоторое преобладание самцов.

Бабочки в сумерки в массе летают в пределах кроны лиственницы. Днем они взлетают при встряхивании сучьев. При ветре они концентрируются в заветренной части кроны или в ее середине.

Спаривание и яйцекладка начинаются в первые дни лёта. Свежеотложенное яйцо ярко-желтое, полусферическое, при общем круглом очертании имеет плоскую нижнюю сторону, которой и прикрепляется к хвоинке выделениями придаточных желез. Яйцо уплощенное и даже несколько сдавленное на вершине. Поверхность яйца имеет морщинисто-зернистую микроскульптуру с явственной меридиальной ребристостыо. Скорлупа яйца бесцветна и просвечивает. Самка, как правило, откладывает по одному яйцу на нижнюю, более плоскую сторону хвоинки в верхней ее трети. Иногда бабочка может отложить яйцо на верхнюю сторону хвоинки, или отложить не одно, а два и более яиц на одну и ту же хвоинку. По одному яйцу откладывается до 87 %, по 2 и более до 13 %. На нижнюю сторону откладывается до 79,4 % всех яиц, на верхнюю - до 20,6 %.

Плодовитость одной самки в среднем, составляет 50 яиц. В литературе имеются данные, что максимальная потенциальная плодовитость составляет 113 яиц.

В первой декаде июля наблюдается массовый выход гусениц из яиц. В наших опытах это произошло 10 июля. Следовательно, эмбриональное развитие длится 30 - 35 дней.

Сформировавшаяся гусеница имеет ярко-желтую окраску. Перед выходом она прогрызает в основании яйца неправильной формы отверстие и начинает вгрызаться непосредственно в хвоинку. Первое время гусеница выедает хвоинку, не покидая оболочки яйца и оставляя в ней крупицеобразные экскременты.

В этот период прочная оболочка яйца играет роль защитного футляра. Затем гусеница внедряется в ткань хвоинки и начинает постепенно выходить из яйца. Она прокладывает мину параллельно длинной стороне в направлении, противоположном вершине хвои. Позади гусеницы ход усеян черного цвета крупицеобразными экскрементами.

Линька на II возраст происходит в мине, там же продолжают питаться гусеницы до III возраста. Поврежденная гусеницей младшего возраста хвоинка выглядит частично слегка пожелтевшей.

Как правило, лишь в III возрасте они начинают покидать мину и переползать в поисках корма. Это происходит в конце августа - начале сентября.

Выход из мины становится большой и хорошо отличается от входа. Уже с начала сентября можно встретить первых гусениц, несущих чехлики. В ходе своего развития гусеница лиственничной чехликовой моли изготовляет множество чехликов. Первые чехлики ранней осенью представляют собой простую трубку около 5 мм длиной из полых участков хвои. Чехлик несет функцию механической защиты и, возможно, маскирует гусениц. При передвижении и питании гусеницы чехлик находится в вертикальном положении по отношению к субстрату. Свежеизготовленные чехлики имеют зеленоватый цвет, со временем они становятся светло-песочного цвета, а позднее - темно-серого. Хвоинка, которая служит в качестве чехлика, опутывается изнутри паутиной, выделяемой гусеницей. Во время питания гусениц переднее и заднее отверстия остаются свободными от нитей. Насекомые могут легко переворачиваться в чехлике. При передвижении из такого чехлика высовывается голова и грудные ноги наружу, а гусеница крепко удерживается задним концом. Очень часто при питании голова выдвигается далеко из чехлика и выгрызает внутрь хвоинки. Таким образом, защищенные гусеницы передвигаются с хвоинки на хвоинку, однако чехлика совершенно не покидают.

Осенью гусеницы III возраста начинают готовиться к зимовке, и внутрь чехлика оплетают паутиной. Передний конец чехликов укрепляется толстым, курчавым паутинным валиком на основании укороченного побега. Затем гусеницы опутывают паутиной задний, наружу направленный конец чехлика, поворачиваются головой к ветви и становятся неактивными. При зимнем покое гусеницы могут сжиматься и занимать лишь половину oбъёмa чехлика - лежать в передней части чехлика и оставлять свободным место в задней.

Перед зимовкой гусеницы поднимаются по дереву к вершине и сосредотачиваются в верхней части кроны.

Гусеницы зимуют, преимущественно, у основания короткого побега, а также и на ветвях, стволах, в щелях и под чешуйками коры в состоянии диапаузы.

Вокруг одной почки головами к ней сосредотачивается несколько гусениц, редко находится одна особь.

Весной, с распусканием хвои лиственницы, гусеницы лиственничной чехликовой моли линяют на IV возраст. Они поворачиваются и "открывают" передний и задний концы чехлика. Паутина переднего конца чехлика остается большей частью приставшей к основанию. После этого гусеницы начинают передвигаться.

Пробудившиеся гусеницы ползают по хвое и начинают питаться. Почти всегда гусеницы поедают половину хвоинки ближе к вершине. Это связано с тем, что хвоя еще не полностью выросла.

В начале весеннего питания в качестве защиты служат еще старые зимние чехлики. Но вскоре появляются полые хвоинки, которые могут быть использованы для изготовления новых чехликов. Новые чехлики образуются следующим образом: гусеницы расширяют простой трубчаттый чехлик. Они, как обычно оплетают свой чехлик на хвое, потом выгрызают еще часть хвои, отрезают от нее подходящую часть, затем они прорезают чехлик и хвоинку вдоль и соединяют их по длинной стороне при помощи выделяемой нити. Эта работа выполняется не за один раз, а с перерывами на время питания. Так что часто можно встретить питающихся гусениц с наполовину составленными чехликами, когда расширение или возобновление чехликов становится необходимым. Иногда весной встречаются голые ползающие гусеницы, которые бросили старые чехлики, но еще не изготовили новые.

Весенняя активность гусениц продолжается около месяца. В это время гусеницы приносят наибольший вред. В этот период интенсивность питания гусениц резко возрастает. Они выедают внутренние ткани хвои, оставляя нетронутыми лишь смоляные каналы.

В своем развитии гусеницы проходят 4 возраста; размер головной капсулы гусениц I возраста - 0,1 мм, II возраста - 0,15мм, III возраста - 0,2 мм, IV возраста - 0,3 мм.

В середине мая гусеницы приступают к окукливанию. Чехлики полностью сохраняют свою длину, а форму приобретают веретенообразную. Гусеницы оплетают передний конец своего чехлика полностью и прикрепляют его к хвое. Чаще всего чехлики с куколками можно найти среди хвои пучка укороченного побега. При высокой численности окукливание происходит и в других местах.

По-видимому, гусеницы окукливаются вблизи тех мест, где они в последнее время питались. Но они могут искать для окукливания и другие места. Нередко находили куколок на ветвях, где хвоя не повреждена.

В прикрепленных чехликах гусеницы поворачиваются так, что их голова направлена на открытый конец чехлика. Края заднего открытого конца соединяются друг с другом и гусеница выделяет еще немного рыхлой нити. Таким образом этот конец чехлика становится временно закрыт, но до тех пор пока насекомому не нужно будет выйти, что сделать довольно легко, но проникновниe в чехлик извне затруднено.

При окукливании гусеницы сбрасывают личиночную шкурку и головную капсулу, так что они находятся на дне чехлика.

В природе первые куколки были отмечены 15 мая, а появление первых бабочек зарегистрировано 28 мая, из чего можно судить, что развитие куколки длится две недели и более. Генерация одногодовая. Приведенные выше данные позволят вести надзор и планировать борьбу с лиственничной чехликовой молью.

 

Печатная версия опубликована:

Научные труды МЛТИ // "Повышение продуктивности лесов и улучшение ведения лесного хозяйства", в. 123, М., МЛТИ, 1980. – С. 123 – 127.

 

При использовании материалов просьба ссылаться на выходные данные печатного источника или страницу сайта.

 

 


----------------------------------------------
Свои сообщения оставляйте в Гостевой книге.

-----------------------------------------------
Рубрику ведут к.б.н. Белов Д.А. и к.б.н. Белова Н.К.
“White ant studio” by D.A. Belov and N.K. Belova
A rolling stone gathers no moss. Катящийся камень мхом не обрастет.
_____________________________________________________________
© Белов Д.А., Белова Н.К., 2007 – 2222 г.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на сайт обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на сайт обязательна.



Используются технологии uCoz